Идеалы и ценности молодежи имеют огромное влияние на развитие общества. Подростки, которые сегодня являются лишь заинтересованными свидетелями, наблюдателями идеологических процессов, происходящих в белорусском обществе, завтра непосредственно включатся в них, делая тот или иной электоральный выбор, участвуя в политических и социальных движениях.
Современная трактовка понятия «патриотизм» пересекается со взглядом таких мыслителей, как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Н.А.Добролюбов считал, что «патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен». По мнению М.А. Терентия, о формировании патриотизма можно судить по степени самостоятельности патриотических суждений, качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках. Патриотизм представляет собой единый эмоционально-волевой комплекс. Любовь к Родине побуждает волю к сплочению, единению, ради активного, деятельного ей служения. Патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента структуры социальной установки:
когнитивный (знания об исторических корнях своего Отечества, своего народа, своей малой родины, осознание значимости этих знаний как личностных ценностей);
эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны);
деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, трудиться на благо, сохранение реликвии своего рода, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира).
Эти компоненты в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего, действующего.
2023 год – Год мира и созидания. Укрепление в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства, воспитание патриотизма и чувства гордости у подрастающего поколения за свою страну, формирование представлений об истории страны, чувства гордости за достижение своей страны, консолидации общества, сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны, духовно-нравственное воспитание – вот основная идея проекта «Дорогами мира и созидания».
В государственном учреждении образования «Средняя школа №7 г. Сморгони» сложилась стабильно функционирующая система идеологического, гражданского, патриотического и трудового воспитания. Развитие системы воспитания осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, Концепции и программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Кодексом об образовании.
Особое место в работе занимает шестой школьный день. Воспитательная атмосфера шестого школьного дня – особая. Она способствует обогащению жизненного опыта детей примерами позитивного взаимодействия, создает необходимые условия для личностного роста ребенка, раскрытия его индивидуальности, способностей, талантов, реализации его потенциала. Дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в учебной деятельности. Шестой школьный день рассматривается нами как источник положительного эмоционального заряда, благоприятных условий для развития, самоутверждения и самореализации учащихся. Свободная от уроков суббота позволяет охватить и объединить общей идеей наибольшее количество не только педагогов и детей, но и законных представителей учащихся.
На наш взгляд, именно новые нетрадиционные формы патриотического воспитания создают условия для повышения социальной активности учащихся, повышают эффективность общественно полезной образовательной занятости ученических коллективов, определяют оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов. Поэтому возникла необходимость выстраивания системы взаимодействия традиционных и инновационных форм воспитания в условиях шестого школьного дня путем внедрения программы патриотических практик «Дорогами мира и созидания».
Исходя из приоритетов образовательной политики нашей страны, невозможно представить патриотическое воспитание учащихся без сотворчества с детскими и молодежными общественными объединениями, которые оказывают значительное влияние на молодежь. Участие в деятельности детских и молодежных общественных объединений и ученическом самоуправлении позволяет молодому человеку в более раннем возрасте наработать конкурентоспособные преимущества и более успешно социализировать, и самоопределиться в обществе.
Цель проекта – создание оптимальных условий для гармоничного развития личности учащихся, формирования гражданско-патриотических взглядов и основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность белорусской государственности через внедрение в воспитательное пространство шестого школьного дня программы взаимодействия традиционных и инновационных форм патриотических практик «Дорогой созидания».
Задачи:
выявить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций у учащихся;
определить наиболее эффективные формы и методы патриотической работы, применимые в условиях шестого школьного дня;
мотивировать к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности исторического и современного наследия родного края;
оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
поддерживать молодежные инициативы и творческие проекты учащихся, направленные на участие в благотворительной и волонтерской деятельности, способствующей формированию социальной активности и ответственности подростков;
использовать разнообразные приемы и формы взаимодействия с учащимися для развития творческих способностей, расширения сферы гармоничного взаимодействия с окружающей средой;
осуществлять профилактическую работу по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, активно вовлекая учащихся в спортивно-оздоровительную среду, популяризируя массовые виды спорта и отдельные спортивные дисциплины.
Ожидаемые результаты:
приобретение положительного опыта взаимодействия с различными организациями по освоению социально-значимых объектов Родины;
в условиях активизации познавательного интереса и мотивации повысить уровень эрудиции по данной теме, сформировать эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям страны, вызвать чувство гордости за достижения своей страны;
интериоризировать патриотические ценности, идеалы, нормы, патриотические отношения, установки, ценностные ориентации;
стать активными участниками воспитательных и социально-культурных мероприятий шестого школьного дня, направленных на развитие патриотических мотивов деятельности, мотивации поведения, взглядов, установок и убеждений.
В основу программы проекта «Дорогами мира и созидания» положены принципы целенаправленности, системности, преемственности и последовательности процесса формирования патриотического сознания, приоритетности исторического и культурного наследия Беларуси, учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, активности, самостоятельности и добровольности, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, социальной значимости деятельности, взаимодействия с социальной средой, учета возрастных особенностей школьников, успешности. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
свернуть