Формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений посредством создания школьных служб медиации
Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учащимися, учащимися и педагогами, администрацией и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями.). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность.
Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Практика показывает, что современная школа редко способствует появлению гражданских умений учащихся, не способствуют образованию навыков разрешения конфликтов и ведения переговоров. В большинстве случаев конфликты в школе разрешаются административным способом по следующей схеме: событие – расследование – оценка (кто прав, кто неправ) – классификация (тип ситуации) – совет, рекомендация, наказание или угроза наказания (постановка на учет, вызов родителей и т.д.). Такой способ не способствует развитию детской ответственности, самостоятельности и умений вести себя в конфликтных ситуациях.
Участники школьной образовательной среды нуждаются в знаниях о причинах и видах конфликтов, о возможных стратегиях поведения в спорах, возникающих из различных правоотношений, об альтернативных способах разрешения конфликтов.
Одним из таких способов является медиация. Постоянное функционирование школьных служб медиации обеспечит защищенность всех участников образовательной среды от насилия и неуважения. Обучение педагогов, родителей и учащихся навыкам медиатора, использование примирительных технологий для разрешения конфликтов позволяет развивать и восстанавливать способности людей понимать друг друга, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать конфликты, не выходя за рамки закона; развивать коммуникативные навыки и способности.
Таким образом, результаты, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» показали, что в рамках функционирования школьной службы медиации происходит формирование всех компонентов конфликтологической компетентности. В процессе овладения эффективными коммуникативными техниками формируется новый стиль поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры.
Представленные материалы адресованы заместителям директора по воспитательной работе, учителям, выполняющим функции классного руководителя.