Служба медиации

Формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений посредством создания школьных служб медиации

Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учащимися, учащимися и педагогами, администрацией и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями.). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность.  

Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Практика показывает, что современная школа редко способствует появлению гражданских умений учащихся, не способствуют образованию навыков разрешения конфликтов и ведения переговоров. В большинстве случаев конфликты в школе разрешаются административным способом по следующей схеме: событие – расследование – оценка (кто прав, кто неправ) – классификация (тип ситуации) – совет, рекомендация, наказание или угроза наказания (постановка на учет, вызов родителей и т.д.). Такой способ не способствует развитию детской ответственности, самостоятельности и умений вести себя в конфликтных ситуациях.

Участники школьной образовательной среды нуждаются в знаниях о причинах и видах конфликтов, о возможных стратегиях поведения в спорах, возникающих из различных правоотношений, об альтернативных способах разрешения конфликтов.

Одним из таких способов является медиация. Постоянное функционирование школьных служб медиации обеспечит защищенность всех участников образовательной среды от насилия и неуважения. Обучение педагогов, родителей и учащихся навыкам медиатора, использование примирительных технологий для разрешения конфликтов позволяет развивать и восстанавливать способности людей понимать друг друга, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать конфликты, не выходя за рамки закона; развивать коммуникативные навыки и способности.

Таким образом, результаты, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» показали, что в рамках функционирования школьной службы медиации происходит формирование всех компонентов конфликтологической компетентности. В процессе овладения эффективными коммуникативными техниками формируется новый стиль поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры.

Представленные материалы адресованы заместителям директора по воспитательной работе, учителям, выполняющим функции классного руководителя.

Теоретико-методологическая основа технологии

развернуть

Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика.

          Теоретико-методологическую основу технологии составляют: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.); положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.);  положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров.

свернуть

Описание технологии

развернуть

Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений определяется:

созданием в учреждениях образования школьной службы медиации;

специальным обучением взрослых и детей посредничеству и медиативному подходу;

использованием альтернативных форм разрешения школьных конфликтов, прежде всего, медиации;

развитием медиативного подхода как нового типа реагирования и поведения в конфликтной ситуации.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиациивнедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.

свернуть

Критерии и показатели, согласно которым оценивается эффективность проекта

развернуть

Критерии

Показатели критериев

1.Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации

когнитивный компонент; аффективный компонент;

поведенческий компонент.

 

2.Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации

3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов.

Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации.

4.Овладение правовыми знаниями

Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов

5.Социально-психологическая компетентность учителей

Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля.

6. Психологическая безопасность образовательной среды

Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение.

7.Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения.

Учителей; родителей; учащихся; администрации

8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения.

Планирование деятельности.

Мониторинг качества и эффективности деятельности.

 

Диагностика аффективного компонента:

тест на оценку уровня конфликтности личности;

методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);

анкета- опросник для учителей «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»;

анкета- опросник для учащихся «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды»;

методика общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

тест «Самооценка конфликтности» (для учащихся);

методика для учителей «Уровень конфликтности личности»;

шкала социальной дистанции (Шкала Э. Богардуса) в варианте Л. Г. Почебут.

Диагностика когнитивного компонента:

 анкета оценка деятельности «Школьной службы медиации»;

тест «Медиация в разрешении межличностных конфликтов»;

лист наблюдателя (медиатора);

тестирование коммуникативных способностей и навыков;

Диагностика поведенческого компонента:

отчет медиатора;

анкета участника программы обучения.

свернуть

Кто может быть стороной в медиации

развернуть
  • учащиеся
  • педагоги
  • родители
  • администрация
  • сотрудники школы

 

Структура школьной службы медиации

  • Команда кураторов службы (один или 3-4 человека из числа представителей педагогического коллектива: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог или психолог, а также представители родительского комитета).
  • Медиаторы (10-15 человек из числа учащихся школы разного возраста, 2-3 человека из числа педагогов и родителей).
  • Группа поддержки (из числа родителей, педагогов и учащихся школы).

 

Алгоритм создания школьной службы медиации

  • Обучение педагогов, родителей и школьников технологии медиации.
  • Развитие конфликтологической компетентности педагогов, родителей и школьников.
  • Разработка и принятие положения о службе.
  • Отбор школьников в службу примирения.
  • Определение категории дел, с которыми работает служба.
  • Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения и медиации.
  • Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.

 

Что школьники могут сделать для развития школьной службы медиации:

  • Пройти обучение по программе подготовки медиаторов (посредников).
  • Осваивать технологию медиации, переговорные техники и восстановительные программы.
  • Следовать принципам и ценностям восстановительного подхода.
  • Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.
  • Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
  • Сохранять свою нейтральность.
  • Следовать этике поведения медиатора.

 

Что педагоги и администрация школы могут сделать для поддержки школьной службы медиации:

  • Организовать обучение медиаторов.
  • Организовать открытие школьной службы медиации.
  • Доверять школьникам-медиаторам, верить в их способность разрешать конфликты.
  • Давать достаточное время для разрешения конфликта в службе примирения.
  • Проводить конференции, конкурсы, фестивали для взрослых кураторов и школьников-медиаторов.
  • Переправлять обращения по конфликтным ситуациям в службу медиации.
  • Внести пункт о службе примирения в отчетные показатели школы.
свернуть

Медиация для учащихся

развернуть
  • Формируется умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, убеждать других словами, а не силой;
  • Учащиеся становятся более ответственными и культурными, учатся конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
  • Осваивается новая профессия – медиатор, формируются уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
  • Школьники, пострадавшие от правонарушений, смогут почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.

свернуть

Медиация для педагогов

развернуть
  • Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами;
  • Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников;
  • Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников;
  • Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
  • Укрепляется роль школьного самоуправления.

Работа школьной службы медиации строится таким образом, чтобы максимально способствовать осознанию причиненной обиды и предупреждению повторения подобного в будущем. Участие в медиации требует от участников душевных усилий, пересмотра своих взглядов и изменения своего поведения в дальнейшем. И этим медиация отличается от формального краткого извинения, которое обычно мы слышим.

Многие конфликты учителя способны разрешать сами. Но особая ценность заключается в том, что большую часть конфликтов будут разрешать сами школьники путем переговоров. Учитель, предлагая ученику решить задачу, не говорит сразу ответ.  Конечно, сам учитель может ее решить, но ситуация обучения выстраивается таким образом, чтобы это сделали именно ученики. Так и с конфликтами: важно, чтобы решение искали и находили его участники.

свернуть

Список использованной литературы

развернуть
  1. Алехина, С.В. Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13/ С.В. Алехина; Красноярск. гос. ун-т. – Красноярск, 2004. – 144 с.
  2. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.
  3. Андреев, О. А., Хромов, Л. Н. Учись быть внимательным: книга для учащихся старших классов / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
  4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – M.: Юнити, 1999. – 551 с.
  5. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
  6. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск: Медисонт, 2011. — 316 с.
  7. Бесемер, Христоф Медиация. Посредничество в конфликтах / Х. Бесемер // Пер. с нем. Н.В. Маловой – «Духовное познание». – Калуга: 2004. – 176 с.
  8. Грановская, Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии / Р.М. Грановская. – М.: Генезис, 2002. – 573 с.
  9. Кармин, А.С. Конфликтология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 448 с.
  10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.
  11. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А.Ю. Коновалов; под общей редакцией Л.М. Карнозовой– М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
  12. Коновалов, А.Ю. Опыт работы школьных служб примирения в России: сборник материалов / А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 148 с.
  13. Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы / А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «СПР», 2005. – 113 с.
  14. Коновалов, А.Ю. Школьная травля / А.Ю. Коновалов // Директор школы. – 2013. – № 5. – С. 67-72.
  15. Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. – М.: МГУ, 1986. – 180 с.
  16. Лесникова, С.Г. Возможности применения медиации в образовательной среде / С.Г. Лесникова // Воспитание школьников. – 2014. – № 10. – С. 12-17.
  17. Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод. пособие / Н.Н. Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.
  18. Оборотова, С.А. Обучение медиации как технологии взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса / С.А. Оборотова // Педагогические науки. – 2013. – № 2. – С. 12-13.
  19. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся / Ю.М.Орлов. – Москва: Просвещение, 1987. – 224 с.
  20. Прихожан, А.М. Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся / А.М. Прихожан. – Москва: Просвещение, 1994. – 181 с.
  21. Семейная финансовая медиация: мануал для медиатора / сост. А.З. Джанашиа, М.С. Бойко; пер. с англ. А.З. Джанашиа, А.Г. Баранова, О.К. Шульга. - Минск: Колорград, 2016. - 145 с.
  22. Терещенко, И.Г. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения / И.Г. Терещенко, А.Н. Гусев // Психология обучения. – 2013. – № 3. – С. 125-133.
  23. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / К. Фопель // Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
  24. Шамликашвили, Ц.А. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении / Ц.А. Шамликашвили // Вестник образования. – 2010. – № 9. – С. 10-20.
  25. Шамликашвили, Ц.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы / Ц.А. Шамликашвили, М.А. Хазанова // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 26-32.
  26. Шульга, О. К. Барьеры общения в межкультурной коммуникации / О.К. Шульга // Язык. Общество. Культура. – В 2 ч. Ч.1: материалы междунар. науч. конф., 12-13 октября 2005 г., Гродно / Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; ред.кол.: В.С. Истомин, Н.И. Власюк. – Гродно: ГрГУ, 2006. – С. 234–239.
  27. Шульга, О. К. Некоторые направления формирования поликультурности / О.К. Шульга // Современное состояние и перспективы развития психологии общения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 8-9 октября 2010 г. / Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; ред.кол.: Б.П. Ковалев, К.В. Карпинский, Л.М. Даукша, К.В. Вербова. – Гродно: ГрГУ, 2010. – С. 367–371.
  28. Шульга, О.К. Семейные факторы риска возникновения жестокого обращения с ребенком / О.К. Шульга, А.Т. Ёда // Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы науч. конф., 20–22 октября 2015 г., г. Санкт-Петербург / отв. ред. В.М. Аллахвердов. – СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. – С. 315.
  29. Шульга, О. К. Технология развития конфликтологической компетентности участников образовательной среды в рамках деятельности школьных служб разрешения конфликтов / О.К. Шульга // Ананьевские чтения – 2016: Психология – вчера, сегодня, завтра : материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 25-29 октября 2016 г. – Спб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2016. – С.1.
  30. Шульга, О. К. Формирование психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению в рамках деятельности служб примирения / О. К. Шульга, А.П. Ярош // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст.: в 2-х ч. / Респ. ин-т проф. образ. ; ред. кол. : О. С. Попова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – Вып. 7. – Ч.2. – С. 99–105.
  31. Шульга, О.К. Восстановительный подход в реализации профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних / О.К. Шульга // Вестник образования. – 2017. – № 2-3. – С. 33–38.
  32. Шульга, О.К. Школьная медиация: опыт Гродненщины / О.К. Шульга, И.С. Хурс // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2017. – № 11. – С. 16–22.
  33. Шульга, О.К. Технология развития конфликтологической компетентности участников образовательных отношений как фактор формирования психологической безопасности образовательной среды / О.К. Шульга // Конфликтология и конфликты в современном мире : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 27 апреля 2018 года) / под ред. Т. М. Овчинниковой, О. И. Колотовой. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. - С. 174-178.
  34. Яндекс. Школьная медиация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. mediacia.by – Дата доступа: 19.01.2016.
свернуть
Шульга О.К. Методические рекомендации по организации деятельности школьных служб примирения (ссылка для скачивания) 15 Мб. pdf)
Шульга О.К. Цикл тренингов (файл для скачивания 900кБ)
Положение о школьной службе примерения