Модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

развернуть

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы – это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания.

Одной из задач работы учреждения образования является оказание поддержки и содействия обучающемуся, его законным представителям или социальной группе, иным участникам образовательного процесса в решении психологических проблем, в социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации, которая нарушает нормальную жизнедеятельность и не может быть преодолена им самостоятельно.

Формы оказания психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между участниками образовательного процесса и педагогом-психологом (очная, дистанционная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, неотложная, экстренная).

В каждом конкретном случае форму, вид, средства, методы и объем психологической помощи определяет и рекомендует педагог-психолог в соответствии с состоянием участника образовательного процесса и спецификой его психологической проблемы.

Социально-педагогический центр (далее – СПЦ) является координирующим учреждением, предназначенным для обеспечения координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования, внедрения единых подходов к деятельности специалистов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении профессиональным мастерством.

Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования (далее – СППС) является структурным звеном СПЦ. Педагог-психолог обеспечивает следующее:

  • психологическое консультирование участников образовательного процесса;
  • проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;
  • проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
  • психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.

Руководителем управления образования издается приказ по созданию психологической службы района (далее – Служба).

Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и национальных актов и законов об оказании психологической помощи, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Беларусь в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования.

Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается: в целом – на СПЦ; в учреждениях общего среднего образования – на руководителей учреждений образования.

Данная модель представляет систему работы по оказанию психологической помощи.

Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии педагога-психолога СППС и участника образовательного процесса в учреждении образования.

Дистанционная психологическая помощь оказывается специалистами СПЦ при взаимодействии педагога-психолога и участника образовательного процесса с использованием средств электросвязи.

Индивидуальная психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС участнику образовательного процесса один на один при отсутствии посторонних лиц.

Групповая психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС семье (состоящей из двух и более лиц), коллективу (классному, школьному, педагогическому и т.п.).

Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения конкретной актуальной проблемы или проблемной ситуации участника образовательного процесса, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких недель, месяцев.

Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем обучающегося, его законного представителя, причин и условий их возникновения, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

Экстренная (неотложная) психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование участникам образовательного процесса, содействует мобилизации его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для клиента и иных лиц.

Основными показателями качества оказания психологической помощи являются:

своевременность оказания психологической помощи;

степень улучшения психологического состояния участника образовательного процесса и готовности к самостоятельному решению им своих психологических проблем в результате продуктивного взаимодействия с педагогом-психологом, оцениваемая участником образовательного процесса;

соответствие кадрового состава квалификационным требованиям к педагогам-психологам;

систематическая супервизионная поддержка и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

экспертная супервизия сложных случаев, требующих динамического наблюдения.

Целью психологической поддержки педагогов-психологов учреждений общего среднего образования является содействие повышению эффективности деятельности специалистов, приобретение ими новых личностных ресурсов: повышение психологической, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, развитие навыков разрешения конфликтов.

Виды психологической поддержки:

психологическая профилактика и психологическое просвещение – совокупность мероприятий, направленных на предоставление психологических знаний, повышение психологической культуры педагога-психолога (группы), формирование у него потребности и готовности использовать полученные психологические знания для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, улучшения (нормализации) взаимоотношений в с социальным окружением, а также на предупреждение возможных нарушений в развитии личности, индивидуальности и поведении работника;

психологическое консультирование – помощь педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности (по его обращению);

психологический тренинг – формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, овладение навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера;

супервизия – комплекс мероприятий, направленный на получение педагогом-психологом (группой) профессиональной поддержки, формирование и поддержание необходимого уровня его квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства с учетом требований должностных обязанностей.

 

Диагностический инструментарий

В качестве контрольно-измерительных материалов эффективности разработанной модели выступают:

результаты изучения уровня оказания психологической помощи;

анкеты по оценке уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

анкеты по оценке удовлетворенности субъектов образовательного процесса ходом и результатами инновационной деятельности.

свернуть

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

развернуть

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних Информационные материалы для педагогов

Ежегодно в мире совершается около 1 млн. самоубийств и примерно в 10 раз больше суицидальных попыток. Самоубийство, как причина смерти, занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в возрасте 15-35 лет. Статистика утверждает, что большинство людей, умирающих вследствие суицида, не обращаются при жизни в психиатрическую/психологическую службу за помощью.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Суицидальное поведение (далее СП) – поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение.

К внутренним формам СП относят размышления об отсутствии ценности жизни, фантазии на тему своей смерти, разработка плана суицида и принятие решения к его выполнению (суицидальные тенденции).

К внешним формам СП относят: самоубийство или суицид – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни. Суицидальная попытка или парасуицид – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление.

Цели и мотивы суицидов и парасуицидов весьма разнообразны. Обычно, они связаны как с попыткой повлиять на социальное окружение (родственники, партнёры, педагогические и медицинские работники и т.д.), так и с идеями смерти или избавления от страдания, страха и других тяжёлых переживаний. В большинстве случаев трудно однозначно определить, является ли данный парасуицид «манипуляцией» или «истинным» стремлением к смерти. Поэтому необходимо внимательно относиться к любым суицидальным высказываниям и попыткам суицида.

Чаще других встречаются следующие мотивы СП:

«Крик о помощи», призыв (как правило, это суицидальная попытка) – обратить внимание окружающих на своё состояние и найти помощь.

Протест, месть – провоцируется чувством «обиды», «несправедливости». Суицидальные действия (попытка или суицид) вызывают чувство вины у близкого человека в ситуации конфликта.

Избегание страдания – провоцируется неприемлемым для человека изменением жизненной ситуации (развод, долги, уголовное наказание и пр.). С разной степенью осознанности суицидальный акт может использоваться как средство манипуляции другими. При этом степень его опасности для человека может оставаться весьма высокой.

Наказание себя – провоцируется физическими или психологическими страданиями. Смерть или самоповреждение представляется способом их прервать. Провоцируется чрезмерным чувством вины.

Воссоединение – мотив, исходящий из фантазии о воссоединении с любимым человеком после смерти. Такие представления могут становиться актуальными при переживании тяжёлой утраты.

Причины СП многообразны. Их невозможно свести только к психическому расстройству или кризисной ситуации, которую переживает человек. Существуют факторы риска, присутствие которых увеличивает вероятность СП.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  1. Наличие суицидальных намерений:
  • Фантазии и мысли о смерти, самоповреждении, самоубийстве.
  • Признаки «прощания»:раздача долгов, подарков, написание завещания, «прощальных» писем.
  • Суицидальные угрозы. Нередко высказывания носят прямой характер («Я покончу с собой»), но чаще суицидальные тенденции проявляются в косвенных угрозах. Фразы-ключи:

«Не хочу быть больше обузой...»,

«Лучше не жить, чем так страдать...»,

«Теперь я больше никого не побеспокою...»,

«Я вам больше не помешаю...», 

«Вы меня больше не увидите...»,

 «Нет мочи больше терпеть все это...»,

«Я неудачник и являюсь для всех обузой…»,

«Всем будет только лучше без меня...» и др.

  • Суицидальные попытки ранее. Чем больше количество и выше тяжесть парасуицидов, тем выше вероятность дальнейшего СП.
  • Планирование суицида. Чем чётче человек представляет время, место и способ суицидальных действий, тем выше вероятность реализации суицида.
  • Наличие средств суицида.Наличие повреждающих предметов, медикаментов в больших количествах, ядохимикатов, огнестрельного оружия и пр. Риск увеличивается при наличии прямого доступа к этим средствам.

 

  1. Наличие депрессии, тревоги и других психопатологических симптомов

Симптомы депрессии:

Сниженное настроение: «потухший» взгляд, тяжелые вздохи, задержка дыхания, необщительность, молчаливость, высказывания об отсутствии надежды, перспектив, смысла жизни.

Снижение интереса к обычным для данного человека занятиям, контактам и развлечениям. Он много времени проводит в постели, ничем не интересуется, избегает общения, просмотра телепередач, чтения и др.

Снижение, работоспособности, повышение утомляемости. Человек обвиняет себя за «слабость воли», считает себя «никому не ненужным», «никчёмным».

Снижение самооценки и потеря уверенности в себе. Своё прошлое, настоящее и будущее человек воспринимает как череду прошедших и предстоящих неудач, в которых винит только себя.

Чрезмерное чувство вины, беспричинное порицание себя, обвинение в реальных и надуманных неудачах. Человек берёт вину за события в жизни близких, а иногда и незнакомых людей.

Повторяющиеся высказывания о смерти, самоубийстве, а также, агрессивное и импульсивное поведение и высказывания часто являются предшественниками суицидальных действий.

Нарушение концентрации внимания, чувство интеллектуальной неполноценности, снижение памяти. У человека может появиться ощущение, что его умственные способности необратимо снижаются и он болен каким-либо тяжёлым органическим заболеванием мозга. С купированием симптоматики депрессии эти симптомы проходят.

Нерешительность, чрезмерные колебания в выборе даже незначительного решения.

Заторможенность, снижение двигательной активности. Реже – тревожное возбуждение, повышение двигательной активности.

Нарушение сна. Затруднения в засыпании, пробуждения по ночам, раннее окончательное пробуждение, отсутствие удовлетворённости ночным сном, чувство постоянной мыслительной работы по ночам. Бессонница в ранние утренние часы может сопровождаться тягостными тревожными переживаниями с суицидальными мыслями.

Расстройство аппетита. Понижение аппетита с потерей веса на 5% и более от обычной массы тела также говорит о тяжести состояния. В некоторых случаях повышение аппетита и увеличение веса может служить бессознательной компенсацией отсутствия удовлетворения в других жизненных сферах.

Учащение употребления алкоголя.

Тревога – часто сопровождает депрессию, но может быть проявлением и других психических расстройств. Проявляется жалобами на волнение по любым, даже самым мелким поводам, двигательным беспокойством, учащением дыхания, нарушениями сна, озабоченностью состоянием здоровья. Одной из форм избегания тревоги и страха может стать суицид.

III. Наличие стрессовой ситуации

Примеры стрессовых ситуаций, которые нужно принимать во внимание как возможные поводы СП:

смерть близкого человека;

разлука/разрыв с партнером;

постановка диагноза тяжёлого заболевания;

семейные конфликты;

утрата ценностей;

необоснованные обвинения человека в чём-либо;

изменения рода деятельности или материальной обеспеченности;

ожидание хирургической операции и др.

 

  1. Качество социальной поддержки

Наличие поддержки со стороны ближайшего окружения (родных, друзей, сослуживцев, социальных служб) может способствовать предотвращению самоубийства. Отсутствие поддержки (проживание в одиночестве, замкнутый образ жизни или наличие враждебного, осуждающего окружения) значительно усиливает риск суицида.

  1. Желание принимать помощь

Сотрудничество человека с теми, кто оказывает ему помощь, значительно увеличивает шансы на благоприятный исход критической ситуации. Эмоциональная недоступность, сокрытие суицидальных намерений, нежелание принимать помощь, сожаления о том, что ему «мешают» осуществить суицидальный замысел являются признаками неблагоприятного прогноза.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА

Ограниченное восприятие ситуации – события воспринимаются в «чёрно-белых» тонах, по принципу «всё или ничего». Человек не способен увидеть дополнительные возможности выхода из критической ситуации, кроме суицидального. Присутствие в речи высказываний: «Я не могу без него/неё жить», «Лучше смерть, чем позор», «Меня никогда не простят», «Без этой должности я никому не нужен» и т.п.

Безнадёжность и беспомощность – человек воспринимает своё состояние и ситуацию, как жизненный тупик. Он не видит перспектив выхода из кризиса, не способен представить своё будущее. Считает страдания бесконечными. Отрицает возможность улучшения состояния и уверен, что «никто не хочет или не в состоянии» ему помочь.

Импульсивность – эта черта может прослеживаться в поведении человека и в докризисный период. В кризисе человек может действовать, не обдумывая последствия. Часто может прибегать к актам самоповреждения.

Двойственное отношение к суициду – большинство людей не воспринимают суицидальное действие однозначно как «уход из жизни». Людям свойственно сомневаться, они часто испытывают колебания «за» и «против» определённых поступков. Человек колеблется между желанием «остаться живым и изменить ситуацию» и «желанием умереть или причинить себе боль». Эти колебания обычно проявляются в поведении и могут быть использованы окружающими, как усиление тенденции к жизни.

Воздействие на других и стремление к смерти – СП изначально имеет двойственную природу: с одной стороны оно имеет отношение к идее смерти или саморазрушения, с другой стороны, бессознательно направлено на привлечение внимания и изменение поведения окружающих. В большинстве суицидальных актов есть оба элемента. Такое поведение вызывает у окружающих страх и раздражение, они склонны изменить своё поведение, чтобы предотвратить суицид. Но сам способ манипуляции другими с помощью самоповреждения является признаком психологического неблагополучия. Суицид сильно влияет на окружающих, вызывая противоречивые чувства: гнев, страх, вину, стыд.

 

КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВЫ УСЛЫШАЛИ О НАМЕРЕНИЯХ САМОУБИЙСТВА

Если Вы подозреваете у собеседника наличие психического расстройства, если он упоминает о суицидальных намерениях, то у Вас возможно возникновение специфических чувств и защитных реакций, которые являются нормальными в подобной ситуации. Однако эти чувства могут препятствовать правильной оценке риска:

– тревога и страх связаны с возможностью реализации собеседником суицидальных идей. Часто мы избегаем спрашивать напрямую о намерениях, что может препятствовать своевременному выявлению суицидальной попытки;

– раздражение и гнев связаны с ощущением нами манипулятивного давления, «суицидального шантажа». Здесь мы часто испытываем недоверие к собеседнику и даже стремимся его «наказать» (например, сделать вид, что не слышим или настроить других против него). При этом недопустимо провоцировать совершать «более серьёзные» суицидальные действия: «Если Вы хотели покончить с собой, почему же только руку порезали?». Чувствуя недоверие собеседник может попытаться доказать серьёзность своих намерений и совершить повторную попытку СП;

– презрение и обесценивание связаны с традиционным «стигматизирующим» отношением к людям с психическим неравновесием и с восприятием суицида как греха, нравственной слабости, неполноценности. Попытки «морализировать», «наставлять на путь истинный» обычно усиливают у собеседника чувство вины и стыда, усиливают душевную боль и страдание, препятствуют открытому диалогу.

– чрезмерное чувство вины связано с ощущением собственной причастности к суицидальным высказываниям или действиям другого. Следует помнить, что любой специалист отвечает только за правильность и своевременное исполнение своих прямых служебных обязанностей и не может нести всю ответственность за суицидальные действия другого. Полный контроль над кем-то невозможен. В конечном итоге, большая часть ответственности лежит на том, кто совершает суицид.

Отслеживая своё поведение и осознание своих чувств, мы избегаем конфликтов и провокаций, способствуем принятию собеседника таким, какой он есть без моральной оценки и личной обиды.

Беседа с человеком, склонным к СП, является как способом оценки суицидального риска, так и началом экстренных мероприятий. Хорошо проведенная беседа может (по крайней мере, временно) значительно снизить риск суицида. Рекомендуется проводить беседу, руководствуясь следующими принципами:

 

ПРИНЦИПЫ БЕССЕДЫ

Неотложность. Указание на суицидальный риск говорит о том, что беседа с таким человеком не может быть «отложена». Беседу следует проводить изолировано т.к. в присутствии других собеседник может не раскрыть своих переживаний.

Спокойное, «принимающее» отношение. Важно показать (словами, мимикой, жестами), что Вы принимаете любые жалобы собеседника, проявляете уважение к его мнениям и ценностям, понимаете его чувства.

Активное слушание. Важно дать человеку возможность выразить чувства о своих переживаниях. В начале беседы достаточно простых вопросов о самочувствии, жалобах. Необходимо быть терпеливым и не торопить собеседника, адаптироваться к его темпу ведения беседы.

Избегание моральных оценок. Необходимо избегать морального осуждения и обвинений. В противном случае контакт не будет продуктивным.

Нейтральность к психопатологии. Каким бы ни было состояние собеседника, рекомендуется помнить, что любые симптомы являются лишь частью переживаний и особенностей человека. Не стигмируйте его как «психически больного».

Искренность и избегание невыполнимых обещаний. Рекомендуется избегать обмана или двусмысленных замечаний, которые могут быть неверно истолкованы. Собеседника нужно проинформировать, что сведения о суицидальных намерениях будут переданы врачу или другим специалистам. Необходимо определить границы своих возможностей, то, что Вы можете и что не можете сделать для него.

Неоднократное прояснение информации и проработка суицидальных мыслей. По ходу беседы некоторые темы требуют неоднократного прояснения, прежде всего, тема суицидальных мыслей и намерений. Вопросы об этом должны задаваться несколько раз по ходу беседы в разных формулировках. Чем больше человек говорит в беседе о своих чувствах и суицидальных намерениях, тем больше вероятность того, что они снизят свою «остроту», и он станет способным рассуждать более позитивно.

Предложить собеседнику план помощи. Нужно проинформировать о дальнейших действиях специалистов (медиков, психологов), объяснить, что эффективная помощь не может быть оказана только путём однократной беседы. Стоит объяснить необходимость врачебного осмотра, консультаций других специалистов. Очень важно это делать так, чтобы у человека не создалось впечатления, что от него хотят «отделаться», что его боятся и пр.

Следование данным принципам общения способствует формированию доверительного контакта и даёт возможность говорить о негативных чувствах. Следует обязательно задать вопросы, касающиеся суицидальных намерений.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ В БЕСЕДЕ:

Прерывать рассказ собеседника.

Показывать, что Вы «шокированы», проявлять слишком сильные эмоции.

Демонстрировать, что вы заняты и у вас нет времени.

Проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиции «старшего» или все знающего человека).

Допускать неясность в высказываниях.

Провоцировать на более «серьёзные» суицидальные действия.

Давать обещания о том, что Вы сохраните «в тайне» суицидальные замыслы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ РИСКА СУИЦИДА

При обнаружении у человека признаков суицидального риска необходимо:

  • Обеспечить немедленное наблюдение за ним.
  • Продолжать беседу с ним.
  • Сообщить специалистам (медики, психологи) о возможном СП.
  • Немедленно сообщить руководителю своего подразделения о возможном риске суицидальных действий.
  • Постараться изъять средства, которые могут быть применены с целью самоповреждения (медикаменты, острые предметы, верёвки и пр.).
  • Обеспечить контроль над доступностью средств суицида (открытые окна, острые предметы, медикаменты и др.).
  • Наладить контакт с родственниками и/или другими эмоционально значимыми лицами, предварительно взяв согласие на это у собеседника.
свернуть

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

развернуть

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

 

Тренинг для педагогов

Занятие 1

 

Цель: профилактика профессионального выгорания у педагогов через расширение системы представлений о специфике профессионального выгорания, формирования навыков, способствующих их снижению.

 Задачи тренинга:

знакомство с синдромом профессионального выгорания;

диагностика профессионального выгорания;

обучение приемам и методам саморегуляции в ситуациях профессионального стресса.

Вступительное слова ведущего

Последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает? Какие есть методы приемы саморегуляции, чтобы предотвратить этот синдром, об этом мы сегодня с вами поговорим на тренинге.

Приветствие

«Меня зовут…., я работаю…., назовите что-то одно, что приносит вам наибольшее удовлетворение в работе и что-то одно, что является источником стресса или вызывает негативные эмоции…»

Игра «Поменяйтесь местами...»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого. Например, меняются местами те, кто:

работает всю жизнь в одном учреждении;

работает в настоящее время по новой программе;

любит свою работу;

работает педагогом уже больше 10 лет;

мечтал быть педагогом с детства и т.д. После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

Упражнение «Наши ожидания»

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Каждый из вас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания на листке). В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Презентация «Особенности профессионального выгорания у педагогов»

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.  В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками.  При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися.           Выделяются три основные стадии синдрома. Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.           Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?»

(даётся в устной форме, выполняется анонимно).

Цель: дать возможность педагогам определить у себя уровень профессионального выгорания.

Время: 5 минут

Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».

Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния:

Я думаю, что меня недооценивают.

Я постоянно переживаю за качество своей работы.

Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.

В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны или, наоборот, я сплю вообще без сновидений.

У меня почти не хватает времени на отдых.

Мне трудно сохранять самообладание в ситуациях конфликта.

Мне не хватает возможностей для самореализации.

У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).

Время от времени я забываю обыденные вещи (выключен ли утюг, сделана ли запись в журнал).

В последнее время мне хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе (коллеги, учащиеся, родители).

Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.

К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил и энергии.

Меня беспокоит беспричинная тревога и чувство тяжести.

Ключ

До 4 баллов. У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода.

5 – 9 баллов.

У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой.

10 – 14.

У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь.

Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса

Цель: выявление способов управления своими эмоциями.

Вопрос: что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса? Как Вы боретесь со своими негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Способы саморегуляции

Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

К естественным способам регуляции организма и саморегуляции относятся длительный сон, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

  1. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

 

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. 

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох, глубоко выдохните; задержите дыхание так долго, как сможете; сделайте несколько глубоких вдохов; снова задержите дыхание.

  1. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений: движения большими пальцами рук в «полузамке»; перебирание бусинок на ваших бусах; перебирание четок; пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.

Упражнение «Пицца» - 5 мин.

Инструкция: участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Разнообразными движениями и прикосновениями каждый участник имитирует приготовление пиццы: замешивает тесто, затем по очереди нарезает продукты (колбасу, помидоры, грибы и т.д.), затем поливает все это соусом – кетчупом, майонезом и ставит последнюю точку легким хлопком по спине – закрывает дверцу духовки!

III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 6. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.           Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 7.  Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:          «Именно сегодня у меня все получится»;          «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;          «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;          

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 8. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

  1. Способы, связанные с использованием образов Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 9

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости:

        1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;                  2) дышите медленно и глубоко;                  3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;                  4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;                  5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;                  6) откройте глаза и вернитесь к работе.             

  1. Упражнение «Метеориты»

После того как команды сформированы, участники распределяются по обе стороны ленты. Участники получают по 2 бумажных листа. Необходимо по команде ведущего смять лист в комок со словами: «Я хочу избавиться от злости (усталости, плохого настроения)» и перебросить на противоположную сторону команды. Бумажные метеориты перебрасывают до тех пор, пока ведущий не подаст сигнал. Побеждает та команда, у которой меньше метеоритов на территории. Далее участники поднимают бумажные шарики и дарят друг другу с комплиментами.

Работа в группах: «Рецепт счастья»

Оборудование: флипы по количеству групп, маркеры, фломастеры

Инструкция: участники делятся на три группы с помощью трех слов: Вера, Надежда, Любовь. Каждой из групп необходимо составить «рецепт счастья» и затем всей командой «подарить» его остальным участникам.  В «рецепте» можно использовать и стихи, и притчи, и рисунки, и схемы – все по желанию участников.

Упражнение «Разноцветные звезды»

Оборудование: приготовленные до начала тренинга разноцветные звезды, маркеры, фломастеры, красочная тесьма.

Инструкция: Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди брать  звездочки, записывать на них пожелания, напутствия или просто хорошие слова и дарить участникам группы.  Из полученных звезд вы делаете себе ожерелье, нанизывая их на нить.

Рефлексия

Участники по очереди по одному слову или фразе высказываются о занятии.

 

 

 

 

 

 

Занятие 2

Упражнения на знакомство

Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но я хочу предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.

Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.

«Четыре угла – четыре выбора»

  Группе необходимо обеспечить свободный доступ к углам тренинговой комнаты. В каждом из углов тренер размещает лист бумаги с написанным на нем «выбором». Альтернативы могут касаться как нейтральных вещей, так и тематики тренинга

  Цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

  Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, трапеция.

  Времена года: зима, весна, лето, осень.

  Какой ребенок самый «трудный»: упрямый, непоседливый, замкнутый, агрессивный.

Задача каждого участника — подойти к выбранной им позиции и рассказать собравшимся там, почему его привлекла именно эта альтернатива. Дополнительная задача — запомнить, кто оказался с ним в одной группе. Игра повторяется еще три раза, каждый раз ведущий пишет на листах новые альтернативные варианты. После четырех раундов группа собирается в кругу, и тренер спрашивает участников о том, с кем они чаще всего оказывались в одном углу, с кем ни разу не встречались на протяжении упражнения; что нового узнали о коллегах по группе; удивили ли их какие-то аргументы из услышанных.

Мини лекция

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

 в области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным;

возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененной окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

в области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

 Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

 энтузиазм в работе;

 пропадает блеск в глазах;

 нарастает негативизм и усталость.

 Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность человека.

Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

 Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

Притча «Что заказываешь, то и получаешь»

Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»

За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее.

Потом перечитал и задумался:

И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять… По мнению великого классика Л.Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем можете потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на ваших лицах. Радость — это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей. Рассмотрим секреты возвращения радости (возьми те себе те, которые вам понравятся):

Применяйте их каждый день и уже в течение первой недели заметите, как радость начнет наполнять ваше сердце. Сделайте эти секреты вашей привычкой и наблюдайте за удивительными переменами.

 

Упражнение «Скорая помощь для восстановления сил»

Предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, приносящих вам удовольствие. Затем расположите их по степени значимости. Это и есть ваш ресурс, который можно использовать в качестве «скорой помощи» для восстановления сил. Чтобы сделать свои будни ярче, предлагаю вам создать собственный БЛОКНОТ УДОВОЛЬСТВИЙ, в который вы будете записывать все, что доставляет вам удовольствие. Так каждодневную рутину мы превратим в собственный творческий проект, который утешит и вдохновит.

Составьте свой блокнот УДОВОЛЬСТВИЙ или РАДОСТЕЙ!

Упражнение «Улыбка»

По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему? Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал, улыбка и смех убивают старость. Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы  мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть». Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно в начале вы можете  чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать  уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.

УЛЫБАЙТЕСЬ!  Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и будут вам улыбаться: «Благодарю, что заметили и оценили меня!»

Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.

Упражнение «Похвалите себя» Похвалите себя, когда последний раз вы оценивали себя и хвалили

 

Упражнение. «Обещание». Напишите себе обещание, что вы измените в себе, чтобы ваша жизнь наполнилась радостью! 5. Упражнение «Батон» (раздаточный материал)

 Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.

Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Возможно похлопать им!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Исправлять можно. Проверять никто не будет.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.

Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ

Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

В этом упражнении - Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретения внутренней стабильности.

Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу – сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица,, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом.По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч формирует как бы новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией, учениками.

Упражнение «Пресс»

 Данное упражнение выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Это упражнение рекомендуется практиковать перед работой в «трудном классе», разговором с трудным учащимся или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с ней.

При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса. Подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Голова»

Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Аквариум»

Представьте себе, что вы сидите на дне аквариума, вода окружает вас со всех сторон и заполняет все ваше тело – подобно губке. Как только в голове появляется какая-то оформленная в слова мысль, представьте, что эту мысль окутывает воздушный пузырек и вместе с ней уноситься вверх. И так с каждой мыслю. Голова остается совершенно пустой – это и есть требуемый результат. Выполнение этого упражнение по 20 минут в течении недели – двух научит вас от «словомешалки» и даст новые, не известные ранее возможности.

Аромотерапия

Аромотерапия – это метод саморегуляции с применением натуральных эфирных масел, вводимых в организм через дыхательные пути. Ароматы влияют не только на физическое, но и на психическое состояние индивида. Все масла многофункциональны, обладают противовоспалительными и бактерицидными действиями. Положительно воздействуют на нервную систему, эмоции и психическое здоровье, обновляют механизмы саморегуляции в организме, благотворно влияют на функции и состояние органов дыхания, повышают активность иммунной системы.

Сегодня мы используем масло бергамота. Оно снимает общее переутомление. Сонливость. Беспокойство, депрессию, нервное напряжение и стресс. Снимает состояние эмоционального дискомфорта. Является противопростудным и противогриппозными средством, снимает боль в горле, охриплость. Повышает иммунитет.

Аромотерапия может использоваться как самостоятельно. Так и в комплексе с другими методами (массаж, дыхательная гимнастика), они взаимно усиливают действие друг друга.

Релаксационное упражнение «Горная вершина»

Рефлексия

Закончите предложения:

  1. Мне понравилось…
  2. Меня поразило…
  3. Я хотела…

 

Занятие 3

БЛОК А: РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ

Упражнение 1 «Актуализация эмоциональных состояний»

Группе предлагается вспомнить как можно больше эмоций. Тренер записывает их на доске. Тренер объясняет, что эмоции постоянно сопровождают нашу жизнь в социуме, а негативные эмоции, как гнев, страх, обида, злость, ненависть и другие – одни из условий, предрасполагающих к эмоциональному выгоранию. Кроме того, неправильное определение эмоций партнера приводит к конфликтам в общении.

Далее каждый из участников выбирает себе эмоцию, которую он покажет группе. Задача группы угадать, что за эмоция показана и по каким сигналам они ее определили.

 

Упражнение 2 «На сплочение группы»

В середину комнаты ставятся в ряд 4-5 стульев (в зависимости от количества участников). Участники ходят по залу, по команде задача участников всем уместиться на стульях. Затем убирается 1 стул и все повторяется до тех пор, пока не останется 1 стул.

Обсуждение: участники высказывают свои чувства и эмоции.

 

Упражнение 3 Скульптура эмоций

Сегодня мы начнем с разговора о мире эмоций и чувств, о том, насколько важно их распознавать, выражать и управлять.

Сейчас я предлагаю каждому из вас по кругу назвать по одному, любому чувству или эмоции.

Наши эмоции отражаются в форме непосредственных переживания, ощущений приятного и неприятного отношения к миру, событиям и самим себе. Как мы знаем из общей психологии к классу эмоций относят: собственно эмоции (гнев, страх, радость), чувства (любовь, справедливость, долг), настроение, аффекты. Главная функция эмоций – коммуникативная, т.е. помогать нам в понимании и общее с другими людьми. Зачастую не пользуясь речью, мы способны понимать эмоции и чувства другого благодаря его позе и мимике, или же благодаря эмпатии, которая позволяет как бы настроиться на частоту нашего собеседника. Собственно эмоции и чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте и субъекте, их актуализирующим.

Цель упражнение: осмысление своих чувств и развитие способности управлять ими. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные путем творчества.

Ведущий: Я предлагаю вам разбиться на пары, сейчас кто-то из вас будет «глиной», а кто-то «скультуром». Задача глины быть максимально мягкой и податливой своему творцу, задача скульптора – в позе своего партнера придать глине то свое чувство, с которым он хотел бы поработать.

Затем, когда вы закончите лепить, чувство, которое вы вылепили начнет говорить, оно сообщит вам зачем оно вас посетило. Поскольку каждое чувство несет полезную для нас информацию, с благодарностью выслушайте, поблагодарите его за заботу; если чувство вам неприятно, попросите его не причинять вам никаких неприятностей.

Поговорив со скульптурой, поразмышляйте, на какое чувство вы хотели бы заменить вылепленную эмоцию. Размягчите «глину», и вылепите из нее новую – «позитивную» эмоцию. Посмотрите на сове творение, нравится ли оно вам, можете поправить его, чтобы оно совершенно вам понравилось. Полюбуйтесь им некоторое время.

Затем «глина» и «скульптор» меняются местами.        

Обсуждение: Как вы себя чувствуете сейчас?

Как вы чувствовали себя рядом с «неприятным» вам чувством?

Совпал ли ваш замысел с тем, от лица какого чувства говорила «скультура»? (Вопрос об адекватности выражения своих чувств и понимания их другими)

Какая мысль пришла вам в голову перед тем как вы поменяли «негативное» чувство на «позитивное»? Почему/для чего вы это сделали. Как вы чувствовали себя рядом с «позитивной» фигурой?

Понравилась ли она вам?

Давайте подумаем, сможем ли вы таким же образом заменять негативные чувства на позитивные в обычной жизни?

 

БЛОК Б: ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БЛОК:

В психологии выделяют 2 группы теорий, объясняющих возникновение эмоциональных состояний:

1 группа теорий предполагает, что эмоции возникают в ответ на физическое (и физиологическое, например, голод, боль) состояние. Следовательно, изменяя наше положение тела (распрямляя плечи и т.д.), уровень напряжения мышц, мы изменяет наше эмоциональное состояние.

2 группа теорий  полагает, что эмоции и соответствующее им физиологическое состояние (потение рук, покраснение лица, поднятие давления) возникают  после мыслительной операции оценивания. Т.е., некая ситуация, вызывает у нас определенные мысли, которые и становятся причиной появления тех/иных эмоций. Соответственно, чтобы изменить эмоциональное состояние, следует изменить когнитивную оценку ситуации.  

Упражнения блока Б следуют первой теории, упражнения блока В – второй.

 

БЛОК В: КОГНИТИВНАЯ ЧАСТЬ

Гнев и обида.

Теоретическая часть

Чувство гнева рождает в нас энергию, которая позволяют противостоять вторжению на нашу жизненную территорию. Это чувство помогает убедительно сказать: «Положи мою вещь на место», «Не посягай на мое время», «Я сам знаю, как мне поступать». Когда мы неспособны использовать нашу энергию гнева, она застывает в таких формах как обида раздражительность, зависть, ревность. И тогда мы становимся либо подавленными и пассивными, либо агрессивными и раздражительными. Обиды, на долгое время поселившееся в душе, способны вызвать психосоматические расстройства, психические симптомы, как например, чувство беспокойства, бессонница, кошмары, страхи, психогенные головные боли и др.

Обида – это социальное чувство. Оно возникает, когда наши ожидания в отношении другого не подтверждаются. Обычно при взаимодействии двух людей обида одного дополняется другим социальным чувством – виной – у другого. Это хорошая почва для манипуляций, но плохая для искренних и эффективных отношений.

Что делать с обидчивостью?

Прежде всего, необходимо осознать, что обида возникает из столкновения модели ожидания, которую одни человек примеряет к реальности с поведением другого. Здесь очень важно понять, но очень трудно принять, что другой человек свободен быть таким, каким он считает быть, даже если мы думаем, что это по каким-то причинам неправильно. Это основа уважения Другого. Здесь очень важно пройти этап отказа, т.е. разрешить ситуации быть такой, какова она есть. Если вы хотите чего-то от партнера, необходимо перейти от состояния требования к состоянию прошения или просьбы. Однако здесь существует другая сторона медали: многие взрослые, в отличие от детей запрещают себе просить о помощи, любви заботе, поддержке, прощении, по разным причинам – боязнь отказа, боязнь показаться слабым, убеждение, что я должен все уметь сам и др. нерациональные мысли, мешающие жить.

Если мы собрались и смогли попросить о том, что нам необходимо, то, что мы обычно чувствует, если получаем отказ? Наилучший вариант – пойти по пути прощения и понимания, а не по пути обид. Отпуская ситуацию, таким образом, мы остаемся способными, здоровыми и чувствуем в душе легкость. Кроме того, прощая, мы становимся сильнее и способны сами достичь того, чего мы ожидали от других, и уже за это мы можем быть благодарны этим другим.

Обида – это социальная эмоция в ее основе часто лежат нерациональные убеждения.

Участники приводят примеры нерациональных убеждение (напр. «ребенок всегда, слаб и я должен его от всего оберегать» «все женщины за рулем - дуры», «мужчина должен зарабатывать больше» и т.д.), тренер записывает их на доске.

 

Итак, две схемы действия с обидой:

Нерациональные требования – обида – болезнь, зависимость

Итак, обозначим три стратегии взаимодействия с негативными переживаниями:

Ситуация (невыполненное обещание) – чувство (досада, гнев, растерянность, обида, огорчение):

А) подавить (говорю, что не испытываю обиды)

Б) выразить агрессию (угрозы, обвинения, ультиматумы, поспешные обобщение – «ты всегда… ты никогда»)

В) выразить чувство конструктивно (говорить о своем чувстве, но не обвинять; предложить выход из ситуации, но дать свободу выбора; говорить дружелюбно)

Людям, особенно подверженным чувствам гнева или раздражения вместо того, чтобы кричать или замыкаться в себе, необходимо просто говорить о своих чувствах. Умение говорить о своих переживаниях и потребностях – это существенный момент в формировании уверенности в себе. Причем, не просто говорить, а называть то, что вы на самом деле чувствуете, открыто заявлять о том, чего вы на самом деле хотите. Безусловно, это тяжело сделать, особенно когда мы испытываем негативные чувства.

Один из способов конструктивно выражать свои чувства – это использования «Я–высказываний». Я-высказывания включают описание своих чувств, обозначение конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что конкретно можно сделать в этой ситуации.

Пример: «Я чувствую …, когда ты  (делаешь…),  и я бы хотел, был бы благодарен…»

В отличие от «ты-высказываний» («Ты грубиян!, Ты не мог бы потише!»), эта форма помогает избежать противодействия партнера, выразить свои чувства в понятной для него форме, вместе принять решение. 

Теперь объединим все, что мы узнали о гневе и обиде.  Лучшим способом в работе с обидами является их трансформация в гнев, а в работе с гневом необходимо в ситуации его выражения использовать Я-высказывания. Кроме того, в определенные моменты, когда вы начинаете раздражаться, спросите себя, действительно ли вам это нужно. Если сдержавшись вы не почувствуете дискомфорта, то трансформация удалась. И через некоторое время чувство гнева будет посещать вас только тогда, когда это действительно необходимо. 

 

Упражнение 8 «Взаимодействие со страхом»

Цель – осознать собственную модель поведения в ситуации взаимодействия со своим страхом.

Многие наши страхи и ограничения удерживают нас, когда мы идем к цели, некоторые заслоняют саму цель, не позволяя нам представить себе возможное будущее.

Перед начало упражнения вызовите из своей памяти или воображения одну ситуацию или событие, которые вас пугает. Подумайте над этим.

Сейчас я предлагаю вам каждому выбрать себе партнера (наименее для вас знакомого из этой группы). Один из вас будет играть роль воплощенного страха другого партнера. Задача «страха» удержать своего «хозяина» или заслонить ему путь вперед. «Хозяин будет взаимодействовать со своим страхом», вырываясь от него или обходя или какими-либо другими средствами. Во время игры можно вступать в диалог со своим страхом. По истечении 10 минут (я подам команду) вам предстоит обсудить между собой, что хорошего и полезного этот страх может вам сообщить. Это важно, т.к. наше понимание страха в основном негативно, однако зачастую механизм страха действует как предохранитель, охраняя нас от реальной или воображаемой опасности для нашего Я. Поэтому выяснение положительных моментов страха крайне важно. На обсуждение – 7 минут, затем меняетесь ролями.

Обсуждение

Легко ли вам было взаимодействовать с собственным страхом?

Была ли для вас привычной, или наоборот неожиданной модель вашего поведения со страхом? Чем вы это объясните?

Легко ли было уйти от страха?

Довольны ли вы результатом?

Что нового вы узнали о себе и вынесли для себя?

Был ли кто-то кому пребывание в страхе приносило чувство успокоения? Попросите страха усилить свое давление на хозяина, как он будет себя вести и чувствовать. О чем это говорит?

 

Упражнение 9 «Хозяин желаний»

Цель – осознать связь между нашими страхами желаниями. Упражнение представляет собой активную визуализацию

Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Теперь представьте, что вы оказались на лесной тропе и идете по ней дальше и дальше. Вы углубляетесь в лес и впереди замечаете ручей, вы можете перейти через него так, как вам удобно (пауза)… За ручьем начинается ваше внутренне пространство, где бродят разные волшебные и сказочные создания… Интересно какое из них будет вашим проводником? Подойдите к нему, поздоровайтесь, спросите может ли оно помочь вам? (пауза)… А теперь попросите его отвести вас на дорожку, где живут страхи… Посмотрите, как они несчастны, как им страшно, как долго вы боролись против них, гоняли этих бедных страхов… (пауза). Поздоровайтесь с первым страхом, которого встретите, поблагодарите его за то, что все это время он оберегал вас как умел… Спросите, не нуждается ли он в помощи? Возьмите его с собой… А теперь пусть ваш проводник укажет путь к тому месту, где живет Хозяин страхов…

На пути к нему, встретив любой следующий страх, поздоровайтесь с ним, поблагодарите за заботу о вас и пригласите его с собой.

Когда соберутся все страхи и вам удастся договориться с ними, то откроется вход в жилище Хозяина страхов. Посмотрите, каков этот хозяин. Каким бы он ни был, подойдите к нему, поблагодарите его за его работу, извинитесь, что не очень его любили, не сразу прислушивались к его советам… Спросите, что ему нужно, чтобы быть абсолютно счастливым?   Как он тогда будет выглядеть? Дайте ему то, что он просит… Когда Хояин страхов будет доволен, то заберет себе меленьких страхов для того, чтобы помочь и им… Как они изменились… Посмотрите, что произошло, теперь это не хозяин страхов, а Хозяин Желаний! Он научился говорить словами, даже если его желания кажутся необычными… Что же это за желания прятались за нашими страхами?... Договоритесь с Хозяином желаний, что сможете слышать его и понимать.

Попрощайтесь с ним, поблагодарите. Теперь можно возвращаться по дороге назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей, через лес. И когда вы окажетесь точно там, откуда начали свое путешествие, то можете вернуться в эту комнату и открыть глаза.

Обсуждение

 Участники дают словесный портрет Хозяину страхов и Хозяину желаний, рассказывают, что за действительные желания прятались за их страхами.

 

Упражнение 10 «Градусник»

Цель: Снятие эмоционального напряжения или поднятия тонуса перед ответственным делом.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вдох – медленный выдох. Вдох – выдох. Прочувствуйте эмоциональное состояние, в котором вы сейчас находитесь. Представьте, что оно отмечено на шкале градусника, который находится внутри вас. Определите, что вам необходимо сделать для лучшего самочувствия: понизить или повысить показания градусника. Мысленно воздействуя на шкалу, вы изменяете показания градусника. Вместе с этим изменяется и ваше эмоциональное состояние. Побудьте в новом состоянии некоторое время. Откройте глаза и с новыми силами вернитесь к повседневным делам.

Обсуждение: участники высказывают свои чувства и эмоции.

 

Упражнение 11 «Любовь к себе»  

Запишите 10-15 причин, почему вы не можете полюбить себя. Далее участникам предлагается по желанию выбрать один из вариантов и высказать его группе. (Предварительно группе объясняется, что упражнение основано на помощи участников группы самим себе, помогает им увидеть другие стороны своей проблемы, выбрать разные другой вариант ее решения, увидеть нерациональные (т.е. ошибочные) утверждения, или возможно прийти к выводу, что это утверждение не причина для того, чтобы себя не любить.)

Обсуждение: участники высказывают свои чувства и эмоции

 

Упражнение 12 Жизнь во собственный свободный выбор

Наша жизнь непосредственно связана с осознанием и реализацией наших потребностей. Поэтому важно принять тот факт, что потребности нашего «Я» имеют такое же право на реализацию, как и потребности других людей. Поскольку мы ответственны перед собой за реализацию собственных потребностей, мы имеет такие же права на их реализацию, как и другие. В свою очередь эти права не могут быть нам никем предоставлены. Это наши собственные права, и то, выполняются они или нет, зависит в первую очередь от нас. Поэтому не стоит бороться за эти права их стоит просто осознать. Они уже есть.

Американский психологи С.Келли выделяет следующие:

Право на одиночество;

Право на независимость;

Право на успех;

Право быть выслушанным и принятым всерьез;

Право действовать уверенно;

Право отвечать отказом на просьбу, не считая себя при этом эгоистичными и не чувствуя вины;

Право обращаться с любыми просьбами;

Право делать ошибки и отвечать за них;

Просить о помощи и эмоциональной поддержке;

Протестовать против несправедливого обращения;

Право на собственные убеждения;

Право не обращать внимания на советы окружающих.

В тоже время вы не обязаны:

Быть безупречным;

Следовать за толпой;

Чувствовать себя виноватыми за свои желания;

Сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

Делать больше, чес можете.

В тоже время помните, что никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки. У вас есть обязанности перед самим собой. Другие имеют такие же права и обязанности, как и вы.

Обсуждение: участники высказывают свои чувства и эмоции.

 

Упражнение 13 «Сила речи»

Участники делятся на пары, садятся напротив друг друга.

Каждый придумывает по три фразы начинающихся со слов: Я должен…,  Я не могу…, Мне нужно…. Таким образом у каждого всего по 9 фраз.

Затем, сначала один из пары называет три фразы, начинающихся со слов «Я должен…»  и повторяет эти же фразы, начиная со слов «Я решил…».

Далее тот же участник называет три фразы со словами «Я не могу…» и повторяет их, начиная с «Я не хочу…».

На третьем этапе тот же участник называет три фразы со словами «Мне нужно…» и повторяются с «Я хочу…».

Затем участники меняются.

Обсуждение: участники высказывают свои чувства по поводу упражнения. Как они себя чувствовали, когда повторяли придуманные фразы в измененном виде?

Тренер объясняет, что вторые варианты фраз (Я решил, я не хочу, я хочу) помогают нам принять ответственность за собственные действия, решиться наконец что-то сделать, осознать, что на самом деле нам делать не хочется или наоборот – осознать наши истинные цели, стремления и желания. Первые варианты фраз вызывают досаду, беспокойство, чувство долженствования, вторые – облегчение и радость.

Обсуждение: участники высказывают свои чувства и эмоции.

По завершении тренинга тренер предлагает участникам проговорить то, что еще возможно по каким-то причинам не было ими проговорено, а также высказать свои мысли и чувства по поводу тренинга. С чем они уходят, оправдались ли их ожидания?

свернуть