Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 7 г. Сморгони
Буллинг в школе: причины, последствия, помощь
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Буллингом часто теперь называют агрессивную психологическую и физическую травлю одного ребенка другим ребенком или группой детей, являющуюся проявлением детской жестокости.
Объектом буллинга могут быть даже сильные школьники, если на них давит группа одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и ранимость, явно выражаемое внимание учителя как к своему любимчику, разительное отличие в чем-то от одноклассников. Субъекты буллинга – это учащиеся, которых называют буллерами. Именно они выступают носителями длительных агрессий, направленных на других учащихся. Буллерами становятся учащиеся, у которых нет уважения к родителям или взрослым. Им часто не хватает внимания и понимания. Они выплескивают тоску по родительской любви, которой у них нет. Своими действиями они пытаются привлечь к себе внимание.
Три существенных признака буллинга: неравенство сил, повторяемость, неадекватно высокая чувствительность жертвы. Буллинг включает четыре компонента: агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно, происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью и является умышленным.
Основные формы буллинга
1) Физический школьный буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, иные телесные повреждения; действия сексуального характера (сексуальный буллинг)).
2) Психологический школьный буллинг (насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность).
Разновидности психологического буллинга:
– вербальный буллинг (где орудием является обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
– обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в ее направлении);
– запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
– изоляция (жертва умышленно изолируется, или игнорируется частью учащихся или классом);
– вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
– повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных вещей жертвы);
3) Кибербуллинг (жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы, преследователи.
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга.
- прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
- сообщить об этом учителю и школьному психологу;
- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
- в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
- успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:
научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;
участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;
приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как вяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.
повышать самооценку ребёнка;
в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;
помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
не показывать свой страх и слабость перед буллингом, если таковые отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.
не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.