Родителям

ВИДЕОУРОКИ По этике общения с незрячими

развернуть

Видеоуроки на тему: ”Этика общения с незрячими“ (https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/), разработанные общественным объединением ”Белорусское товарищество инвалидов по зрению“:

Видеоурок «Встреча со знакомым незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/_k0ckK5hBaC42ghttps://disk.yandex.ru/i/_k0ckK5hBaC42g

Видеоурок «Жесты и мимика в беседе с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/LRcPzp5SyLkofA

Видеоурок «Рукопожатие с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/m-i1LV9fvbLK7w

Видеоурок «Как правильно предложить помощь при сопровождении незрячего»: https://disk.yandex.ru/i/MxA2y0FmwVF7Sw

Видеоурок «Как правильно сориентировать незрячего на местности»: https://disk.yandex.ru/i/_m1CB3AefQOsxQ

Видеоурок «Можно ли говорить незрячему видишь, смотри, увидимся»: https://disk.yandex.ru/i/wsQdxLPKvI4eUg

Видеоурок «Сопровождение незрячего при спуске или подъеме по лестнице»: https://disk.yandex.ru/i/SzsbtFPBzjOnYA

Видеоурок «Незрячий на остановке и в общественном транспорте»: https://disk.yandex.ru/i/lQew2RKFc-MpoQ

свернуть

Уважаемые родители

развернуть

Неправильное произношение звуков приносит много огорчений детям школьного возраста. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

 

Это важно знать!

1. Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т]).

2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

3. Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ( [с], [с'], [з], [з'], [ц], шипящие ( [ш], [ж], [ч], [щ] ) и сонорные звуки ( [р], [р'], [л], [л'] ).

В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

 

Основные виды речевых нарушений:

1. Отсутствие звука. Например, вместо «рука», ребёнок говорит «ука».

2. Замена звука. Например, ребёнок может заменять [р] на [л] (лыба); [ш] на [с] (суба) и т.д.;

3. Искажение звука, проявляющееся например:

- в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);

- в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

- в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида, если оно отмечается у детей старше 5 лет, то необходимо срочно обратиться за консультацией к учителю-дефектологу и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходит даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к учителю-дефектологу за консультацией.

 

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта).

1. Плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух.

2. Недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков.

3. Нарушение в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое «готическое» нёбо, укороченная уздечка языка и т.д.).

4. Отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т.д.).

 

Использованная литература

Косинова, Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Косинова, Е.М.- М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил.

свернуть

Дыхательная гимнастика в домашних условиях

развернуть

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.

Важной частью речи является речевое дыхание. Оно отличается от обычного “жизненного” дыхания тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный.

Дыхательная гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений должна ограничиваться 3-5 минутами.

Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением её.

Для развития дыхания ребенка  в домашних условиях можно использовать следующие игры:

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки.
  • Дуть на легкие шарики, задувать свечи.
  • Приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки.
  • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики.
  • Особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха.
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Важно стараться при выдохе не надувать щеки, а способствовать формированию длительной направленной воздушной струи, выдыхать плавно, не толчками, губы не зажимать, а вытягивать “трубочкой”.

свернуть

Укороченная подъязычная уздечка. Как быть?

развернуть

Часто родители думают, что укороченная подъязычная уздечка влияет на развитие речи ребенка. Это не совсем так. Дефекты уздечки влияют на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь в целом. Словарный запас, грамматические структуры языка, понимание речи – все эти компоненты речевой деятельности не зависят от этого дефекта. Короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьезного нарушения произношения верхнеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л). В таких случаях рекомендуется подрезание уздечки. Как правило, необходимость в операции определяется стоматологом и чаще проводится у детей пятилетнего возраста. Однако, операция по подрезанию подъязычной уздечки не такая пустяковая, как принято считать. Делать ее стоит после того, как предприняты попытки растянуть ее логопедическими методами при помощи специальных упражнений, массажа и специальных инструментов. Если это не помогает, то тогда уздечку подрезают. Когда уздечка растет почти сразу от кончика языка, то, безусловно, ее следует подрезать. Однако и здесь не следует торопиться, ведь свою физиологическую функцию язычок выполняет. 

свернуть

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

развернуть

Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.

«Кто дольше» - с помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком на лежащий на столе ватный шарик. То же самое может сделать малыш, сдув ватку со своей ладошки. Аналогичные игры проводите с разными предметами: вырезанными из бумаги снежинками. Разноцветными листочками, цветочками, бабочками

Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то быстрее.

Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» - ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

свернуть
поделиться в: