Советы учителя-дефектолога

Автоматизация звуков в домашних условиях

развернуть

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

свернуть

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

развернуть

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, зыка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями произношения смогут быстрее преодолеть свои речевые нарушения, когда с ними начнёт заниматься учитель-дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика полезна детям с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым научиться говорить чётко и красиво.
свернуть

Как организовать коррекционные занятия дома

развернуть

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

*игры на развитие мелкой моторики;

*артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день);

*игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

*игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте ребенка! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 25 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

свернуть

Что такое дисграфия и как выявить предпосылки этого недуга

развернуть

Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотной речью и усвоении грамматики родного языка является дисграфия (нарушение письма).

Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами детей: неумением слушать, невнимательностью и т.д. на самом деле в основе ошибок лежат более серьезные причины: плохо сформированная звуковая и грамматическая сторона речи.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями приводит к тому, что дети на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

За помощью нужно обратиться к учителю-дефектологу. Он проведёт обследование ребёнка по трём направлениям:

  1. Оценка фонематического синтеза и анализа, состояние фонематического представления и восприятия.
  2. Оценка состояния зрительного восприятия, пространственных представлений.
  3. Определение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи: объём словаря, понимание смыслового значения слов, уровень развития речи, звукопроизношение.

Необходимо учитывать и то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом. Нужно выявить предпосылки этих трудностей и начать работу по их преодолению.

свернуть